Творческая мастерская "Борода"

Художественная ковка и массовое сознание

“Разруха не в клозетах, а в головах”.

М.Булгаков.

Реплика Профессора Преображенского

В приоткрытую дверь.

Глядя со стороны обывателя на работу кузнеца, словно высовывая нос из-за ограждения кузнечной площадки на фестивале…. Я думал, что кузнецов почти не осталось. Это очень редкая, архаичная профессия. Чуть ближе познакомившись с этим волшебным миром был удивлен насыщенностью культурной жизни в среде кузнечной. Но только приоткрыв дверь в святая святых ковки, прикоснувшись к подлинной пластике металла, в полной мере осознал печальное…. Настоящих кузнецов в России не так уж много. Вокруг меня их очень мало. Единицы…

О повреждении нравов.

Подавляющее большинство обывателей искренне убеждены, что художественная ковка, суть - ремесло не сложное, дешевое, быстрое…… почти «ширпотребное». Многие вообще не понимают, что художественная ковка, в основе своей - творчество, плод интеллектуального труда, но не пустая «слесарщина» и сборка. Перед нами полное смешение и смещение приоритетов и смыслов в области обработки металлов. Это и есть результат длительного растлевающего воздействия нашей постсоветской звериной рыночной экономики на незрелые умы людей.

Да чего далеко ходить!

 Дочери моего друга на уроке обществознания учительница, как на голубом глазу, заявляла, что кузнецов более нет. А занимаются этим делом спившиеся водопроводчики и бывшие слесаря. И это говорит человек, наделенный обязанностями нести свет знания в детские миры!

Но мы-то знаем в чем суть, и кто таков мастер! Не имеет значения, какими методами достигается художественный результат, будь это именно пластика металла, или слесарное искусство, или применение литья и художественной сварки. В конце концов, сборка из готовых элементов. Главное - это цель… На первом месте должна стоять гармоничность изделия, качество, художественная целостность, а не стремление мастера «срубить» побольше денег в ущерб последним аспектам. Поэтому работа кузнеца-художника изначально не может быть «ширпотребной» и копеечной. Любое, мало-мальски сложное изделие невозможно изготовить без профессионального художественного подхода.

 Словом, настоящий кузнец-художник прежде всего художник, творец, а потом уже -  ремесленник. Всему венец - правильная задача и ее реализация. На этом краеугольном камне строятся все отличия мастера от шабашника.

Работа и эскиз питерского кузнеца В. Маркова.

В подавляющем большинстве случаев для заказчика возможен только один из трех вариантов

золотой формулы изготовления изделия.

Особый интерес представляет центральный сегмент. Область вожделений многих людей, желающих невозможного.

Пожирней и погуще.

Пожалуй, острее ранить душу мастера может только “клинок” необоснованной критики, чем слепая жадность его клиента. О, как это прекрасно! Сэкономить на сложности изделия, низвергнуть замысел почти до элементарной простоты, но при этом за счет обилия золотой патины стараться сохранить иллюзию роскошной дороговизны.

К счастью, такой подход от клиентов я встречаю все реже и реже. Как приятно видеть пред собой ценителя твоих усилий с вниманием относящегося к твоим творческим предложениям и экспериментам!

Подлинный смысл пластики металла.

Суть художественной ковки состоит в термомеханической обработке металла давлением. Это если сугубо научно…. 

О чарующее волшебство раскаленного металла, податливого как пластилин!  Это если поэтично… Меня всегда это завораживало. Его можно было бы ковать пальцами, но только один раз))) Изделию можно придать почти любую форму, заставить его течь или остановиться, приземлить и остепенить, или отправить в невесомый полет.

 Словом...  Флаг вам в руки, Господа фантазеры и романтики от металла! Пластика металла безгранична и открывает нам великое множество путей к самовыражению. И это только один из возможных инструментов на пути к созданию изделия.

Прошли те времена, когда художественная ковка ассоциировалась с элитарностью и была роскошью. Нынче все куда проще и… прозаичнее. Век машин нас окружает. Но художественная ковка была и будет волшебством на грани ремесла и художественного воплощения идеи. И сегодня, это не дешевое удовольствие, но далеко не во всех случаях. Возможности работы мастера в узком ценовом диапазоне тем шире, чем более он искушен и опытен в подходе к решению задачи, поставленной заказчиком.

 

 

Историческая справка: Разрушители машин или восстание Луддитов

Во времена великой промышленной революции в Европе, особенно в Англии существовало общественное движение среди рабочих – Разрушители машин.  Нетрудно догадаться о их лозунгах и мотивах. Они разрушали первые паровые механизмы, применяемые на фабриках. Разрушали из-за того, что оные лишали их рабочих мест. Ярче всего это проявлялось в текстильной промышленности. Машина заменяла собой, скажем, десяток ткачей. Теперь же машины внедряются в художественную сферу ковки, и это далеко не всегда ведет к положительным результатам на рынке художественной ковки. Далеко не многие могут явственно отличить массовое изделие из станка, штамповку без "искры" или ручную индивидуальную работу мастера.

Алексей Рыженков